История Триумфальной арки у Поклонной горы
Снова пополняем с вами копилку тех фактов о привычном, которые мы могли забыть или не знать. Сегодня давайте остановимся повнимательнее рассмотреть Триумфальную арку, которая стоит на Кутузовском проспекте у Поклонной горы.
На самом деле, то, что мы видим сейчас – это не оригинальный исторический мемориал в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Нынешнюю точную копию Триумфальной арки возвели около Парка Победы в 1936 году. Здесь примечательно ещё и то, что изначально это памятное сооружение находилось вовсе не в окрестностях сегодняшней Поклонной горы.
Первые Триумфальные ворота собрали из дерева в 1814 году у Тверской заставы (посередине нынешней 1-ой Тверской-Ямской улицы, рядом с Белорусским вокзалом) для торжественной встречи русской армии, которая после победы возвращалась в Москву с севера.
«Заставами» в конце 18 века назывались контрольно-пропускные пункты на дорогах, пересекавших высокую земляную насыпь Камер-Коллежского вала по окраине Москвы. Вал в свою очередь служил для таможенного контроля ввоза товаров, а позднее – для полицейского надзора. Тверская застава располагалась на главной дороге, которая шла в Тверь и Санкт-Петербург (современный Ленинградский проспект).
Через двенадцать лет пришло время заменить деревянную Триумфальную арку на каменную. Проект поручили знаменитому русскому архитектору итальянского происхождения Осипу Бове (итал. Giuseppe Bova). Как мы знаем, именно его рукой восстанавливалась большая часть Москвы после страшного пожара 1812 года, который оставили после себя французы.
Строительство началось в 1829 году, и спустя пять лет Триумфальная арка была готова. К сожалению, Бове не дожил до её открытия, он умер двумя месяцами ранее. Работу с монументом заканчивал его младший брат – архитектор Михаил Бове.
Художественная композиция арки по эскизам самого Осипа Бове создавалась скульпторами Иваном Витали и Иваном Тимофеевым: здесь и барельефы с воинами; и 44 герба российских городов, чьи жители участвовали в войне 1812 года, и скульптурные сюжеты, иллюстрирующие освобождение Москвы от врага. Фигуры из чугуна отливались на Мышечском заводе в городе Алексин Тульской губернии. По периметру располагались 12 чугунных колонн. Белый камень облицовки создавал выразительный контраст с тёмным чугуном. Добывался камень в подмосковном селе Татарово. Наверху арки располагалась запряжённая шестью лошадями колесница, в которой стояла древнегреческая крылатая богиня победы Ника. Высота всего сооружения – 28 метров.
«Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков.» – Надпись на бронзовой доске у основания памятника на Тверской заставе, 19 век.
Первый мемориал составлял комплекс сооружений: ворота дополняли две кордегардии (фр. corps de garde) – специальные помещения для караула. Их тоже спроектировал Осип Бове.
Интересный факт: именно под Триумфальной аркой в 1872 году прошла первая линия конки в Москве. Конка представляла собой гужевой общественный транспорт, где упряжка лошадей везла вагончик с пассажирами по рельсам. Железные рельсы шли от Воскресенских ворот Кремля до Смоленского (сейчас – Белорусского) вокзала. Позже, в 1899 году, через Триумфальные ворота пустили первый в Москве электрический трамвай.
Триумфальная арка простояла у Тверской заставы до 1936 года. В этот период как раз активно шло преображение Москвы в свете принятого годом ранее Генерального плана её реконструкции. Комплекс ворот и кордегардий разобрали при расширении Тверской улицы. Предварительно произвели обмеры арки, зафиксировали все детали с помощью фотографий и описаний. Разбор производился под надзором реставраторов, пытались сохранить максимум скульптур и деталей для последующего восстановления памятника архитектуры.
Все предметы искусства сразу развезли по разным частям Москвы: часть находилась на складе метрополитена в Шелепиxе; часть – в складских помещения на Миусской площади и других местах. В скором времени музей Всесоюзной Академии Архитектуры (будущий Музей архитектуры имени А.В.Щусева) собрал все разбросанные по городу детали арки на территории Донского монастыря, где он тогда располагался. На Воздвиженку музей переехал в 1991 году, когда Донскому монастырю вернули в распоряжение его родную землю.
К возрождению Триумфальной арки вернулись в 1960-х годах. Разумеется, восстановить такое крупное сооружение на прошлом месте на тех же условиях было невозможно. Тогда её решили поместить вблизи Музея-панорамы «Бородинская битва», который тоже не так давно, в 1962 году, занял своё место у Поклонной горы. Здесь интересно, что и сама Бородинская панорама изначально находилась совсем в другом месте – на Чистых прудах. Но это уже отдельная история для наших следующих выпусков.
Руководил процессом выдающийся советский архитектор-реставратор и историк архитектуры Владимир Либсон. Он провёл скрупулёзную работу, изучив все сохранившиеся предметы Триумфальных ворот, и оказалось, что, к сожалению, большинство деталей не были готовы к выживанию в условиях экологии Кутузовского проспекта. В результате, на «новую» арку отправились только основные крупные фигуры – колесница, воины и статуи. Остальные детали отлили заново, предварительно сделав 150 гипсовых слепков. Из двенадцати оригинальных колонн сохранилась только одна, по ней восстановили остальные одиннадцать. Кирпичные перекрытия арки заменили на железобетонные конструкции.
Новая Триумфальная арка была официально открыта 6 ноября 1968 года.